Сайт села ГРИБОВА/NADUSITA
 Дневник
Главная » 2021 » Октябрь » 1 » АЛОНКА - частица БАМа
23:02
АЛОНКА - частица БАМа

10 августа 2020

Специализированный строительно-монтажный поезд «МолдавстройБАМ» организован на основании Постановления ЦК КП Молдавии и Совета Министров Молдавской ССР от 20 ноября 1974 года № 382 «Об участии проектных и строительных организаций Молдавской ССР в сооружении объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и приказа Министерства строительства Молдавской ССР от 28 мая 1975 года № 155 «Об участии Министерства строительства Молдавской ССР в сооружении объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в порядке шефской помощи».

 Алонка - частица БАМа 

Алонка - частица БАМа Алонка - частица БАМа

Созданный в г. Кишиневе специализированный строительно-монтажный поезд «МолдавстройБАМ» в августе 1975 года был передислоцирован в Верхнебуреинский район Хабаровского края для строительства станции Алонка, расположенной в 60 км от станции Ургал и в 90 км от районного центра Чегдомын.

Специализированный строительно-монтажный поезд «МолдавстройБАМ» подчинялся Министерству строительства Молдавской ССР.

Необычно оживленно выглядела привокзальная площадь на станции Ургал в понедельник 11 августа 1975 года. В этот день на строительство жилого поселка Алонка и Восточного участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали  прибыли посланцы солнечной Молдавии. Во главе встречающих дальневосточников были первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А.К. Черный, первый секретарь Верхнебуреинского райкома партии В.И. Луночкин, представители трудящихся района и много почетных гостей.

Ровно в 10 часов на первый путь медленно подошел пассажирский поезд со строителями Молдавии. Духовой оркестр прибывших встречал музыкой. Открывая митинг, первый секретарь райкома КПСС В.И. Луночкин сказал:

- Дорогие товарищи, наши молдавские друзья! Мы собрались на митинг прибытия на строительство БАМа молдавских добровольцев. Трудящиеся района горячо приветствуют вас на верхнебуреинской земле. В конце прошлого года мы встречали представителей Украины, коллектив «Укстроя» за прошедшее время многое уже сделал. Сегодня мы встречаем вас. Это говорит о том, что БАМ – это стройка всенародная.

От имени прибывших с ответным словом выступил И.А. Панов:

- Нам, - сказал он, - оказана большая честь принять участие в стройке века. Мы прибыли построить станцию Алонка на трассе БАМа. Мы располагаем всем необходимым для успешного ведения строительства, настроены по боевому.

Рабочая строительно-монтажного поезда «МолдавстройБАМ» Л.С. Прикузова сказала:

- Примите, нас, молдаван, в свою дружную семью строителей магистрали века. Мы очень рады, что нам выпала почетная задача, поставленная Родиной и партией. И мы ее выполним! Какие бы трудности нам не предстояли, мы зажжем свою звездочку на БАме – построим станцию Алонка! Оставим свой след на дальневосточной земле навечно!

В этот же день молдавские строители выехали по вновь построенной автомобильной дороге на свой участок, на будущую станцию Алонка.

Коллектив ССМП «МолдавстройБАМ» Министерства строительства Молдавской ССР прибыл в район в августе. Но он знал, что с октября установятся трескучие морозы, и поэтому днем и ночью кипела работа по строительству временного поселка.  Вагончики и палатки вытянулись в небольшую уютную улицу, которую назвали проспектом имени С.Лазо. На другой  день, после приезда отряда, вышел первый номер стенгазеты «Будни Алонки». В ней был помещен следующий призыв: «Эй, товарищ! Отложи временно свою профессию. А если их несколько, то все сразу. И не забудь освоить успешно должности: грузчика, вальщика леса, дворника, мойщика и т.д.

Только тогда ты будешь зачислен вне конкурса в Алонку!»

И действительно, эти профессии были самыми необходимыми в первые дни пребывания в поселке. За неделю было разгружено и перевезено со станции Ургал 60 вагонов различных грузов и 65 вагонов самоходной техники. Привели в порядок свой городок и сразу же приступили  к отсыпке щебня под фундаменты столовой и других сооружений.

Из воспоминаний бригадира А. Гусаренко: «В составе бригады работали ребята почти со всех городов Молдавии. Не привыкшие к сильным морозам, тучам комаров и гнуса, они ринулись в бой, но только вместо автоматов в руках их были топоры и пилы, лопаты и молотки. Трудно было делать все это, но вспоминать радостно те первые дни на БАМе. Все помнится – первые палатки, первые теплушки, первые общежития, первая скважина, первый дом, школа, садик… Умели мы и трудиться, и отдыхать. В свободное время посещали кино, концерты, зимой ходили на лыжах, катались на коньках. Летом собирали грибы, ягоды. Были любители порыбачить и поохотиться. Да и летом загорать и купаться есть где. Мы сделали свое озеро с песчаным пляжем. Самое главное, что мы не струсили, не побоялись трудностей и бамовских морозов. Выдержали  и не жалеем, что остались…».

К  январю 1976 года весь состав поезда жил в благоустроенных теплых общежитиях и домах. Было сделано центральное отопление, проведена холодная и горячая вода во все жилые помещения, налажено устойчивое обеспечение поселка электроэнергией, появились радио и телефон, телевидение, центральная канализационная сеть.

В поселке одновременно с жильем строились столовая на 150 посадочных мест, магазины, овощехранилище, продовольственные и промтоварные склады, баня с прачечной, почта, здравпункт, сберегательная касса, дом быта, клуб, здание конторы поезда.

Сразу же создавалась база для нормальной работы коллектива на строительстве постоянного поселка. Была построена котельная на 10 котлов, энергоблок, ремонтные мастерские, пилорама, автозаправочная станция, боксы для машин и механизмов, склады для хранения строительных материалов, арматурный и столярный цеха, растворобетонный завод.

Усиленный темп работ позволил коллективу уже  в мае 1976 года приступить к сооружению объектов жилья на постоянном поселке железнодорожной станции Алонка.

Проект строительства постоянного поселка Алонка создавался авторскими коллективами проектировщиков г. Москвы и Кишинева. Молдавские проектировщики разработали проект застройки жилой части поселка, состоящего из двух- и трехэтажных 12-ти  и 6-ти квартирных жилых домов, школы на 392 учащихся, детского сада на 140 мест. Фельдшерско-акушерского пункта, торгово-общественного центра, организующим одновременно со зданием вокзала центральную площадь поселка, баню с прачечной, пожарного депо.

7 декабря 1978 года долгожданный поезд прибыл на станцию Алонка.  30 июня 1979 г. на восточном участке магистрали, на год раньше срока, открылось сквозное рабочее движение поездов.

В 1980 году в поселке уже функционировали детский сад «Таежный», школа, семь благоустроенных жилых домов, фельдшерско-акушерский пункт, баня с прачечной, пожарное депо, котельная.

В 1982 г. на станции Алонка были сданы в эксплуатацию два служебных здания под руководством бригадира каменщиков И.Д. Мумжи.
1 декабря 1982 г. началось сооружение одного из главных объектов – железнодорожного         вокзала.

Большую помощь во время летних каникул в благоустройстве поселка,  строительстве объектов оказывали студенты Кишиневского института имени Сергея Лазо. Силами и на средства студентов перед главным фасадом школы в поселке Алонка, на высоком гранитном пьедестале установлен памятник герою гражданской войны Сергею Лазо (скульптор Дербенцев, г. Кишинев).

 

По материалам архивного сектора

администрации Верхнебуреинского

муниципального района

Алонка - частица БАМа - Новости - События - Официальный сайт администрации Верхнебуреинского муниципального района (khabkrai.ru)   

 

БАМ в миниатюре


 «Малый» Восточный участок (Хабаровский участок БАМа) определен от ст. Этыркэн до ст. Советская Гавань


ЭТЫРКЭН
Первыми в район будущей станции прибыли воины-строители из в/ч 51128 - 97-го отдельного путевого железнодорожного батальона.
17 апреля 1977 года, в день ленинского субботника, на разъезде Этыркэн воинами-железнодорожниками произведена стыковка автомобильной дороги Февральск-Ургал.
5 октября 1980 года воины-железнодорожники уложили последнее звено БАМа на территории Хабаровского края в районе посёлка Этыркэн.
2 октября 1981 года, в районе будущей станции, высадился десант первостроителей из Куйбышевской области в составе Куйбышев- БАМстрой и СамараБАМстрой.
С этого момента Куйбышевская область взяла шефство над поселком Этыркэн.
Генеральный план посёлка разработан институтом Куйбышевгражданпроект.
В Этыркэн, из Куйбышевской области, привозили конструкции домов для их возведения.
В сентябре 1985 года на ст. Этыркэн прибыли строители из Оренбургской области.
В 1995 году СамараБАМстрой, выполнив свою задачу, покинул поселок.

АЛОНКА
Первыми в район будущего посёлка, в августе 1974 года, прибыли подразделения 1-й бригады ЖДВ (в/ч 06430 или СУ № 310) для рекогносцировки военного городка.
11 августа 1975 года на строительство поселка Алонка прибыли более 300 строителей из Молдавии в составе специализированного СМП «МолдавстройБАМ» (начальник А.Н. Панов), сформированного на базе треста Кишинёвстрой.
Проектирование станции и посёлка производил институт Молдгипрострой.
22 апреля 1975 года завершено строительство временного совмещенного моста через реку Бурея длиной 611.2 метра. Его особенность в том, что здесь применены металлические неразрезные сквозные фермы с ездой по низу.
Строительство вели - 37 отдельный мостовой полк, 132 мостовой батальон и МО-51 треста Мосгосстрой-10.
Мост сдан в эксплуатацию 5 сентября 1983 года.
Военные «мостовики» дислоцировались близ Алонки в посёлке Воспорухан, а основная строительная база МО-51 располагалась в Новом Ургале.
13 января 1976 года является официальной датой рождения Алонки, когда началось строительство постоянного поселка.
7 декабря 1978 года в Алонку пришел первый рабочий поезд: 60-километровый участок соединил поселок со станцией Новый Ургал.
На центральной площади, в 1981 году, перед школой, студенты Молдавии установили памятник земляку С.Г. Лазо, отлитый из бронзы на средства, собранные во время трудовых семестров, проведённых на стройках БАМа.
30 июня 1983 года завершено сооружение станционного поселка Алонка.
СМП «МолдавстройБАМ» уехал на строительство посёлка Дугда.

Из книги «Энциклопедия БАМа в миниатюрах».
Автор С.А. Коробов, 2014 г.
Сайт о Верхнебуреинском районе - БАМ в миниатюре (ucoz.ru)

Просмотров: 313 | Добавил: v_cujba | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Понедельник, 29.04.2024, 16:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Погода
Archive
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Курсы валют

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz